Автор колымских рассказов

История создания автор колымских рассказов рассказов». Анализ нескольких рассказов из цикла «Колымские рассказы». Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьба за себя, внутри себя - и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла. Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда… Шаламов Шаламов - мастер натуралистических описаний. В автор колымских рассказов 80х годов в связи с выдвинутыми идеями "перестройки", "нового мышления" на широкого читателя обрушился поток запрещенной прежде литературы. Начали публиковаться произведения на так называемую "лагерную тему", которая до этого времени была представлена лишь повестью Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Литературно-художественные периодические журналы отдали свои страницы произведениям Шаламова; свет увидели романы Шаламова выпала участь, определенная особенностями переходного времени: поверхностное прочтение, спешные выводы и зачисление в «лагерную автор колымских рассказов, имеющую теперь, как многие считают, лишь историческую ценность. Для многих не только рядовых читателей, но и литературоведов Шаламов так и остался создателем «Колымских рассказов». Шаламов - писатель особого сорта и с особым творчеством, представляющее не только художественное, но историческое значение для русской литературы. Шаламов - это рупор эпохи, который нашел в себе силы рассказать об пережитых ужасах ГУЛАГа без утаек, прикрас, но с совершенной документальной достоверностью. Взгляд Шаламова - это взгляд изнутри. Целью нашей работы является попытка исследовать, какое влияние оказывает контекст жизни писателя. В данном случае Шаламова, на его творчество. Шаламова дает возможность социального морализирования. За этим - огромная вера Шаламова в неискоренимость абсолютных человеческих ценностей, которые рано или поздно вернутся в его страну». Художник не побоялся рассказать неприятное, показать страшное в человеке - не автор колымских рассказов того, чтобы мы напугались, содрогнулись, но чтобы узнали. Шаламов, показав "расчеловечивание" мира, оказался пророком: жестокость нарастает повсюду. Писатель никогда не эстетизировал бесчеловечность. Он стремился, чтобы читатель увидел и оценил, что это такое в реальной жизни. И если действительно кого-то произведения Шаламова учат ненависти к произволу, жестокости хотя он и не пытался никого учитьто эта "прививка" и необходима, и актуальна. Не только в сталинских лагерях - в самой сущности человеческого существования стал заметен смертоносный нарыв. Все дозволено - страшная реальность истории человечества, которой необходимо противостоять. Краткая биографическая справка июня 1907 года в городе Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам Варлам. » и «Выполним завещание Ленина! Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. Работает на строительстве Березниковского химкомбината под автор колымских рассказов Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой. Зарабатывает деньги на отъезд из Автор колымских рассказов химкомбината. Приезжает в Вологду на похороны. Приезжает в Вологду на похороны. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно - трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. Август 1937 - декабрь 1938 г. Находится в следственной тюрьме в Магадане «Дом Васькова». Декабрь 1938 - апрель 1939 г. Апрель 1939 - август 1940 г. Август 1940 - декабрь 1942 г. Ягодном осужден за автор колымских рассказов агитацию на 10 лет лагерей. Декабрь 1943 - лето 1944 г. Лето 1945 - осень 1945 г. С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим. Не выдержав нагрузки, решается на побег. Осень 1945 - весна 1946 г. С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. Дебин, 400 км от Магадана. Весна 1949 - лето 1950 г. Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован Оймяконский район, Якутия. Цель - зарабатывание денег для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Мамучашвили в Москву, к Начинается переписка двух поэтов. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. Туркмен, в 15 км от Решетникова. Расторгает брак с Заключает брак с Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы искусства. Пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с Шаламовым. Принят в Союз писателей Автор колымских рассказов. В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает автор колымских рассказов слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии Последний публикует их в Автор колымских рассказов, в «Вестнике русского христианского движения». Похоронен на Кунцевском кладбище г. Шаламова век оказался одним из самых автор колымских рассказов столетий за всю историю человечества. Поколеблены или вовсе разрушаются вековые представления о незыблемости вечных истин - добра, нравственности, гуманности. XX век, обнажив скверные стороны человеческой сущности, показал беспомощность человека перед злом, воплощенном в Системе, в государственных структурах. Хрупким оказался нравственный слой человеческой души, треснувший под напором тоталитаризма. Мартиролог автор колымских рассказов XX века длиннее, их мучения ужаснее. Расстреляны Гумилев, Пильняк, Бабель, Корнилов, Васильев. Смерть от рака настигла Твардовского, Гроссмана, Трифонова. Трагичен уход Маяковского, Автор колымских рассказов, Цветаевой, Фадеева. Но даже на этом фоне судьба Варлама Тихоновича Шаламова исключительна. Его лагерный опыт уникален и не повторен, к счастью, автор колымских рассказов одним другим художником. При жизни Варлам Шаламов был неудобным человеком и после смерти - при том, что его произведения включены в школьную автор колымских рассказов, - остается чрезвычайно неудобным писателем, поскольку автор колымских рассказов взгляды на историю, на эволюцию разума, на моральный прогресс цивилизации идут вразрез с общепринятыми теориями прекраснодушных гуманитариев. Шаламов и не любил эпитеты. Бесстрастная речь очевидца - вот его метод. Шаламова, безусловно, автор колымских рассказов значение исторического свидетельства. Он сам прошел те круги ада, о которых рассказал, его проза - воплощение в слове кровоточащей памяти художника. Недаром его рассказы Сучков назвал "показаниями" автора. Да и сам Шаламов "Колымские рассказы" считал документом. Он ничего не объясняет, не вдается в анализ, не вскрывает подоплеку, не дает панорамы. На первый взгляд, его тексты - цепь частных эпизодов. Вот кто-то сгнил заживо, вот другого зарезали из-за теплой фуфайки. Вот выясняется, что поговорка «работать, как лошадь» неверна: лошади гораздо менее выносливы, чем люди. Вот сцена раздачи и поедания селедки, которая вся, с головой, шкурой, хвостом и костями, рассасывается в беззубых арестантских ртах. Вот один ест сгущенное молоко, а десять стоят вокруг и смотрят - не ждут, когда их угостят, а просто смотрят, не в силах отвести глаз. Рассказы короткие, иные на две-три страницы, почти миниатюры. Сюжетов, в общепринятом смысле, нет. Выделить какой-либо один или несколько рассказов - «лучших», «наиболее характерных» - невозможно. Шаламова можно начинать читать с любого места, с полуфразы - мгновенное погружение обеспечено. Холод, голод, цинга, туберкулез, холера, физическое и нервное истощение, деградация и распад личности, равнодушие и жестокость, на каждой странице смерть, в каждом абзаце апокалипсис. Лагерники Шаламова не трудолюбивы и не умеют жить. Они сломаны и расплющены. Они пребывают в параллельной вселенной, где элементарные физические законы поставлены с ног на голову. Они озабочены - автор колымских рассказов - существованием «от забора до обеда». Шаламов рассматривает не личность, а пепел, оставшийся при ее сгорании. Шаламова интересует не человеческое достоинство, а его прах. Лагерь Шаламова - королевство абсурда, где все наоборот. Черное - это белое. Жизнь - это смерть. Болезнь - это благо, ведь заболевшего отправят в госпиталь, там хорошо кормят, там можно хоть на несколько дней отсрочить свою гибель. В рассказе «Тишина» начальство в порядке эксперимента досыта накормило бригаду доходяг, - чтоб работали лучше. Доходяги тут же бросили работу и устроились переваривать и усваивать невиданную двойную пайку, а самый слабый - покончил с собой. Еда сообщила ему силы, и он потратил эти силы на самое главное и важное: автор колымских рассказов самоубийство. В автор колымских рассказов «Хлеб» герою невероятно повезло: его отправляют работать на хлебозавод. Бригадир ведет его в кочегарку, приносит буханку хлеба - но истопник, презирая бригадира, за его спиной швыряет старую буханку в топку и приносит гостю свежую, еще теплую. Он не ужаснулся расточительности истопника. Он не изумлен благородством жеста: выбросить черствый хлеб, принести голодному свежий. Он ничего не чувствует, он слишком слаб, он лишь равнодушно фиксирует происходящее. Фамилии и характеры персонажей Шаламова не запоминаются. Нет автор колымских рассказов, афоризмов, никакой лирики, автор колымских рассказов ума, никаких остроумных диалогов. Многие ставят это в упрек автору «Колымских рассказов». Утверждают, что Шаламов слаб как художник слова, как «литератор», обвиняют его в репортерстве и клеймят как мемуариста. На самом деле тексты Шаламова, при всем их автор колымских рассказов несовершенстве, изощренны и уникальны. Персонажи одинаковы именно автор колымских рассказов, что в лагере все одинаковы. Автор колымских рассказов личностей, нет ярких людей. Никто не балагурит, не сыплет пословицами. Рассказчик сух, а по временам и косноязычен - ровно в той же степени, как косноязычны лагерники. Рассказчик краток - так же, как кратка жизнь лагерника. Фраза Шаламова ломается, гнется, спотыкается - точно так же, как ломается, гнется и спотыкается автор колымских рассказов. Но вот рассказ «Шерри-бренди», посвященный смерти Мандельштама, - здесь Шаламов уже работает практически белым стихом: ритмичным, мелодичным и безжалостным. Шаламов последовательный и автор колымских рассказов художник. Достаточно изучить его эссе «О прозе», где он, например, заявляет, что текст должен создаваться только по принципу «сразу набело» - любая позднейшая правка недопустима, ибо совершается уже в другом состоянии ума и чувства. «Чувство» - определяющая категория Шаламова. Рассуждениями о чувстве, подлинном и мнимом, полны его эссе и записные книжки. Способность и стремление к передаче подлинного чувства выводят Шаламова из шеренги «бытописателей», «этнографов», «репортеров», доказывают его самобытность. Именно Шаламов подробно и аргументировано заявил: не следует переоценивать человека. Человек велик - но он и ничтожен. Человек благороден - но в той же степени подл и низок. Человек способен нравственно совершенствоваться, но это медленный процесс, длиной в столетия, и попытки ускорить его обречены на провал. Его произведения - абсолютно отдельно стоящий остров в архипелаге "лагерной прозы". Неповторимое писательское видение, постоянное ощущение края жизни, за которым - лишь безумие, особые художественные приемы, отрицание классических реалистических традиций - все вобрала эта проза. Варлам Шаламов - реалист. Но окружающая его действительность сюрреалистична. Страшные картинки умеют создавать и авторы западных триллеров - но они постянно балансируют на грани черного юмора и самопародии, особенно часто впадая именно в эту последнюю. Шаламов ни в малой мере не стремится "пощекотать нервы". В мире, полном зла и насилия, искусство, даже страшное и жестокое, выступает как носитель добра и надежды благодаря своей автор колымских рассказов чистоте. Глубочайший, может быть, далеко не оцененный смысл творчества Шаламова в том, что всей художественной тканью своих произведений он отстаивает самоценность жизни: автор колымских рассказов жизни - не в "построении" чего бы то ни было, она - в самой жизни. Их цель - создать памятный след там, где любое воспоминание о лагере вырвано, уничтожено. Помимо этого, они рассматривают трудность передачи и описания лагерного опыта. Тело автора, которым он может как свидетель задокументировать истинность собственных слов, к этому не годно: это совершенно другое тело, не то, что выстрадало лагерь. Как Примо Леви, Шаламов обращается к амбивалентной метафоре протеза. Воспоминание - это, с одной стороны, «протез» опыта; с другой - искалеченное тело не могло бы говорить без этого протеза. Варлам Тихонович Шаламов, писатель и поэт, родился в городе Вологда в 1907 году. Едва вступив в сознательный возраст, Варлам уехал в Москву и в 1926 году поступил в Московский университет. Именно тогда был взят курс на индустриализацию. Всеобщая грамотность, гигантские стройки, Маяковский, стрелковые кружки, «наш ответ Чемберлену», Осоавиахим1, роман Алексея Толстого «Аэлита» - юный Шаламов оказался среди восторженных, едва ли не экзальтированных сверстников, которые построение нового мира полагали задачей двух-трех ближайших лет. Если тебе двадцать два года, целью может быть автор колымских рассказов мировая революция. Образованная молодежь не хотела революции по Сталину - унылой, бюрократической, застегнутой на все пуговицы революции, где предлагалось задвинуть засовы, ощетиниться и враждовать со всем миром. Молодежь хотела революцию Троцкого: непрерывную, всемирную, для всех, круглосуточно. Но тогда, в 1929-м, Троцкий был изгнан из РСФСР, оппозиция разгромлена, молодой сын священника Варлам Шаламов обвинен в распространении «Завещания Ленина». Три года заключения не остудили его пыла. Автор колымских рассказов лет проходят спокойно: Шаламов опять в Москве, работает в мелких отраслевых журнальчиках. Пишет стихи, пробует себя в прозе. Шаламов начал печататься в 1934 году, но за период с 1934 по 1937 гг. Дара «Магадан», в котором в романтическом стиле повествовалось о Колыме, о людях, чья судьба связана с освоением этого дикого края. «Здесь все может быть и здесь все будет, потому что хозяева этого края - большевики, для которых нет ничего невозможного», - патетически завершал свой рассказ Для Шаламова этот край стал не только местом заключения, но и местом, где происходило формирование его как поэта и писателя. В 1936-м Шаламов опубликовал с небольшой рассказ «Три смерти доктора Аустино». Но времена меняются, неблагонадежным перестают доверять. В 1937-м забирают всех, кого можно подозревать хоть в чем-нибудь. В СССР рабский труд заключенных был важной составляющей экономики. Заключенные автор колымских рассказов там, где не желали работать обычные люди. Гениальный тиран, Сталин поделил подданных на две части: те, кто находился на свободе, каждый день ждали ареста и были легко управляемы; те, кто уже сидел в лагере, были низведены до животного состояния и управляемы были еще автор колымских рассказов. На северо-востоке евразийского материка существовала колоссальная империя, где на территории, в несколько раз превосходившей площадь Европы, не было почти ничего, кроме лагерей, и руководители этой империи имели власть и могущество стократ большее, нежели римские цезари. Империя сталинских лагерей не имела прецедентов в мировой истории. Он вернулся из колымской мясорубки в возрасте сорока семи лет, автор колымских рассказов 1954-м. Общий стаж отсиженного - семнадцать лет. И снова, как тридцать лет назад, в Москве события, снова горят глаза, снова все полны предчувствий великих перемен. Сталин мертв и вынесен из Мавзолея. Из лагерей освобождены несколько миллионов каторжан. Война окончена, тирания побеждена - дальше все будет хорошо. Пышным цветом цветет самиздат еще бы, теперь - можно, теперь не автор колымских рассказов. Шаламов - автор колымских рассказов участник самиздата. Правда, пока официальные журналы его не берут. Не говоря уже о рассказах. Но рассказы все знают. Рассказы слишком страшны - прочитав любой, нельзя не запомнить. Он пытается опубликовать свои тексты тогда же, в конце 1950-х. Но его ждет разочарование. Легендарной публикацией в «Новом мире» рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» лагерная тема в официальной советской литературе была открыта - и закрыта. Хрущев швырнул автор колымских рассказов интеллигентам, «прогрессивному человечеству» кость - второй не последовало. Нужна лагерная проза - вот вам лагерная проза, литературное свидетельство из первых уст, пожалуйста. А Шаламов не нужен. Неизвестно, что хуже: семнадцать лет просидеть в лагерях - или на протяжении двух десятилетий создавать нестандартную, передовую прозу безо всякой надежды опубликовать ее. Колыма отобрала у него все здоровье. Он страдал болезнью Меньера, мог потерять сознание в автор колымских рассказов момент, на улицах его принимали за пьяного. Его рассказы были «бестселлерами самиздата», ими зачитывались - сам писатель жил в крошечной комнатке, едва не впроголодь. Тем временем Хрущева сменил Брежнев; трагические лагерные истории о сгнивших, замерзших, обезумевших от голода людях мешали строить развитой социализм, и советская система сделала вид, что Варлама Шаламова не существует. Шаламов публикует в «Литературной газете» открытое письмо: резко, даже грубо осуждает публикацию своих рассказов эмигрантским издательством «Посев». Воинствующие автор колымских рассказов тут же отворачиваются от старика. Они думали, автор колымских рассказов он будет с ними. Они думали, что Шаламов - этакий «Солженицын-лайт». Они ничего не поняли. Точнее, это Шаламов уже все понимал, а они - не сумели. Миллионы заживо сгнивших на Колыме никогда не интересовали Запад. Западу надо было повалить «империю зла». Автор колымских рассказов в срочном порядке требовались профессиональные антикоммунисты. Солженицын, страстно мечтавший «пасти народы», отлично подошел, но его было мало - еще бы двоих или троих в комплект. Однако Шаламов был слишком щепетилен, он не автор колымских рассказов, чтобы чьи-то руки, неизвестно насколько чистые, размахивали «Колымскими рассказами» как знаменем. Шаламов считал, что документальным свидетельством человеческого несовершенства нельзя размахивать. По Шаламову, сталинский лагерь являлся свидетельством банкротства не «советской» идеи, или «коммунистической» идеи, а всей гуманистической цивилизации XX века. При чем тут коммунизм или антикоммунизм? Это одно и то же. Варлам Шаламов умер в 1982 году. Умер, как и положено умереть русскому писателю: в нищете, в лечебнице для душевнобольных стариков. И даже еще кошмарнее: по дороге из дома престарелых в дом для умалишенных. Канон ужасного финала был соблюден до мелочей. Человек при жизни прошел ад - и ад последовал за ним: в 2000 году надгробный памятник писателю был осквернен, бронзовый монумент похитили. Разумеется, внуки и правнуки добычливых Платонов Автор колымских рассказов и Иван-Денисычей. Сдали на цветной металл. Думается, сам Шаламов не осудил бы похитителей: чего не сделаешь ради того, чтобы выжить? Колымские рассказы учат, что жизнь побеждает смерть и плохая жизнь лучше хорошей смерти. Смерть статична и непроницаема, тогда как жизнь подвижна и многообразна. И вопрос, что сильнее - жизнь или смерть, Шаламов, как всякий гений, решает в пользу жизни. Официальное признание Варлама Шаламова началось во второй половине 1980-х годов, когда в Советском Союзе стала публиковаться -вначале в журналах, а затем и в отдельных сборниках - его проза. Есть и кафкианское послесловие к судьбе русского Данте: по первой, 1929 года, судимости Шаламов был реабилитирован только в 2002 году, когда были найдены документы, якобы ранее считавшиеся утраченными. Не прошло и ста лет, как признанный автор колымских рассказов всем мире писатель автор колымских рассказов прощен собственным государством. Автор колымских рассказов далее гремит и звенит кастрюльным звоном бестолковый автор колымских рассказов капитализм, в котором нет места ни уважению к личности, ни трудолюбию, ни порядку, ни терпению, - тем актуальнее становится литература Варлама Шаламова. Конечно, современная Россия - не Колыма, не автор колымских рассказов, не зона, и граждане ее не умирают от голода и побоев. Но именно в современной России хорошо заметен крах идей «морального прогресса». Наша действительность есть топтание на месте под громкие крики «Вперед, Россия! Презираемое лагерником Шаламовым «прогрессивное человечество» уже сломало себе мозги, но за последние полвека не смогло изобрести ничего лучше «общества потребления» - которое, просуществовав считанные годы, потребило само себя и лопнуло. Мгновенно привить российскому обществу буржуазно-капиталистический тип отношений, основанный на инстинкте личного благополучия, автор колымских рассказов получилось. Интернет - территория свободы - одновременно стал всемирной клоакой. Социологический конкурс «Имя Россия» показал, что многие миллионы граждан до сих пор трепещут перед фигурой товарища Сталина. Еще бы, ведь при нем был порядок! Благополучие до сих пор ассоциируется с дисциплиной, насаждаемой извне, насильственно, а не возникающей изнутри личности как ее естественная потребность. Ожидаемого многими православного воцерковления широких масс не произошло. Обменивая нефть на телевизоры, Россия на всех парах несется, не разбирая дороги, без Бога, без цели, без идеи, подгоняемая демагогическими бреднями о прогрессе ради прогресса. Анализ нескольких рассказов из цикла «Колымские рассказы». Хотелось бы остановиться на композиционных особенностях «Колымских рассказов». Сюжеты рассказов на первый взгляд несвязанны между собой, тем не менее они являются композиционно целостными. «Колымские рассказы» состоят их 6 книг, первая из которых так и называется - «Колымские рассказы», далее примыкают книги автор колымских рассказов берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», автор колымских рассказов лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Шаламова «Колымские рассказы» 33 рассказа - и совсем маленьких на 1 - 3 страничкии побольше. Чувствуется сразу, что написаны они квалифицированным, опытным литератором. Большинство прочитывается с интересом, автор колымских рассказов острый сюжет но и бессюжетные новеллы построены продуманно интереснонаписаны ясным и образным языком и даже, хотя повествуется в них главным образом о «блатном мире», в рукописи не ощущается увлечения арготизмами. Так что, если вести речь о редактировании в смысле стилистической правки, «утряски» композиции рассказов и т. Шаламов - мастер натуралистических описаний. Читая его рассказы, мы погружаемся в мир тюрем, пересыльных пунктов, лагерей. Повествование в рассказах ведется от третьего лица. Сборник - это как бы жутковатая мозаика, каждый рассказ - фотографический кусочек повседневной жизни заключенных, автор колымских рассказов часто - «блатарей», воров, жуликов и убийц, находящихся в местах заключения. Автор колымских рассказов герои Шаламова - люди разные: военные и гражданские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные, в которых живет один лишь инстинкт - выжить во что бы то ни стало. Комичной кажется нам сценка из рассказа Уткакогда человек пытается поймать птицу, а та оказывается умнее его. Но постепенно понимаем всю трагичность этой ситуации, когда охота не привела ни к чему, кроме как к обмороженным навек пальцам и потерянным автор колымских рассказов о возможности быть вычеркнутым из зловещего списка. Но в людях еще живут представления о милосердии, сострадании, совестливости. Просто все эти чувства укрыты под броней лагерного опыта, позволяющего выжить. Потому непозорным считается обмануть кого-либо или съесть еду на глазах у голодных сотоварищей, как делает это герой автор колымских рассказов Сгущенное молоко. Но сильнее всего в заключенных - жажда свободы. Пусть на миг, но они хотели ею насладиться, почувствовать ее, а потом и умереть не страшно, но ни в коем случае не в плен - там смерть. Потому главный герой рассказа Последний бой майора Пугачева предпочитает убить себя, но не сдаться. «Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и страсть казались нам марсианскими понятиями, и притом пустяками», - писал Шаламов. Автор автор колымских рассказов образом кстати, есть ряд случаев, когда одни и те же - буквально, дословно - описания тех или иных сцен встречаются в нескольких рассказах описывает все - как спят, просыпаются, едят, ходят, одеваются, работают, «развлекаются» заключенные; как зверски относятся к ним конвойные, врачи, лагерное начальство. В каждом рассказе говорится о непрерывно сосущем голоде, о постоянном холоде, болезнях, автор колымских рассказов непосильной каторжной работе, от которой валятся с ног, о беспрерывных оскорблениях и унижениях, о автор колымских рассказов на минуту не оставляющем душу страхе быть обиженным, избитым, искалеченным, зарезанным «блатарями», которых побаивается и лагерное начальство. Шаламов сравнивает жизнь этих лагерей с «Записками из Мертвого дома» Достоевского и автор колымских рассказов каждый раз к выводу, что «Мертвый дом» Достоевского - это рай земной сравнительно с тем, что испытывают персонажи «Колымских рассказов». Единственно, кто благоденствует в лагерях - это воры. Они безнаказанно грабят и убивают, терроризируют врачей, симулируют, не работают, дают направо и налево взятки - и живут неплохо. На них никакой управы нет. Постоянные мучения, страдания, изнуряющая работа, загоняющая в могилу - это удел честных людей, которые загнаны сюда по обвинению в контрреволюционной деятельности, но на самом деле являются людьми, ни автор колымских рассказов чем неповинными. И вот перед нами проходят «кадры» этого страшного повествования: убийства автор колымских рассказов время карточной игры «На представку»выкапывание трупов из могил для грабежа «Ночью»умопомешательство «Дождь»религиозный фанатизм «Апостол Павел»смерти «Тетя Поля»убийства «Первая смерть»самоубийства «Серафим»беспредельное владычество автор колымских рассказов «Заклинатель змей»варварские методы выявления симуляции «Шоковая терапия»убийства врачей «Красный крест»автор колымских рассказов заключенных конвоем «Ягоды»убийство собак «Сука Тамара»поедание человеческих трупов «Тайга золотая» и так далее и все в таком же духе. При этом все описания автор колымских рассказов зримые, очень детализированные, часто с многочисленными натуралистическими подробностями. Через все описания проходят основные эмоциональные мотивы - чувство голода, превращающее каждого человека в зверя, страх и приниженность, медленное умирание, безграничный произвол и беззаконие. Все это фотографируется, нанизывается, ужасы нагромождаются автор колымских рассказов всяких попыток как-то все осмыслить, разобраться в причинах и следствиях описываемого. Автор колымских рассказов говорить о мастерстве Шаламова - художника, о его манере изложения, то следует отметить, что язык его прозы - простой, предельно точный. Интонация повествования - спокойная, без надрыва. Сурово, лаконично, без каких-либо попыток психологического анализа, даже где-то документально писатель говорит о происходящем. Шаламов добивается ошеломляющего воздействия на читателя путем контраста спокойствия неспешного, спокойного повествования автора и взрывного, ужасающего содержания Что удивительно, писатель нигде не впадает в патетический надрыв, нигде не рассыпается в проклятьях на судьбу или на власть. Эту привилегию он оставляет читателю, автор колымских рассказов волей-неволей будет автор колымских рассказов при прочтении каждого нового рассказа. Ведь он будет знать, что все это не вымысел автора, а жестокая правда, пускай и облеченная в художественную форму. Главный образ, объединяющий все рассказы автор колымских рассказов образ лагеря как абсолютного зла. Шаламова рассматривает ГУЛАГ как точную копию модели тоталитарного сталинского общества: автор колымских рассказов. Лагерь - не противопоставление ада раю. Лагерь - ад - это постоянная ассоциация, приходящая автор колымских рассказов ум во время прочтения «Колымских рассказов». Это ассоциация возникает даже не потому, что постоянно сталкиваешься с нечеловеческими муками заключенных, но и потому, что лагерь представляется царством мертвых. Так, рассказ «Надгробное слово» начинается со слов: «Все умерли. » На автор колымских рассказов странице встречаешься со смертью, которую здесь можно назвать в числе главных героев. Всех героев, если рассматривать их в связи с перспективой смерти в лагере, можно разделить на автор колымских рассказов группы: первая - герои, которые уже умерли, а писатель вспоминает о них; вторая - те, которые умрут почти наверняка; и третья группа - те, которым, возможно, повезет, но это не наверняка. Это утверждение становится наиболее очевидным, если вспомнить о том, что писатель в большинстве случаев рассказывает о тех, с кем встречался и кого пережил в лагере: человека, расстрелянного за невыполнение плана его участком, своего однокурсника, с которым встретились через 10 лет в камере Бутырской тюрьмы, автор колымских рассказов коммуниста, которого бригадир убил одним ударом кулака. Варлам Шаламов пережил всю свою жизнь заново, написав достаточно тяжёлый труд. Откуда у него были силы? Возможно, всё было для того, что бы кто-то из тех, кто остался жив, донёс словом ужасы русского человека на своей собственной земле. У автор колымских рассказов изменилось представление о жизни как о благе, о счастье. Колыма научила меня совсем другому. Автор колымских рассказов моего века, моего личного существования, всей жизни моей, вывод из моего личного опыта, правило, усвоенное этим опытом, может быть выражено в немногих словах. Сначала нужно возвратить пощёчины и только во вторую очередь - подаяния. Помнить зло раньше добра. Помнить всё хорошее - сто лет, а всё плохое - двести. Этим я и отличаюсь от всех русских гуманистов девятнадцатого и двадцатого века». Шаламова уникален, ведь он обращается к непривычной и пугающей нас теме - жизни заключенных, ну а если выражаться точнее, то не жизни, а существованию, где каждая секунда для человека - это борьба. У людей нет ни прошлого, ни будущего, есть только «сейчас» автор колымских рассказов ничего больше. По мнению Елены Михайлик: «Шаламовские образы, как правило, многозначны и многофункциональны. Так, например, первая фраза рассказа «На представку» задает интонацию, прокладывает ложный след - и одновременно придает рассказу автор колымских рассказов, вводит в его автор колымских рассказов отсчета понятие исторического времени. Стертая память персонажей многократно усиливает впечатление, производимое на читателя». Игорь Сухих в своей работе «Жизнь после Колымы» отмечает, что «…личной, внутренней темой Шаламова становится не тюрьма, не лагерь вообще, а Колыма с ее опытом грандиозного, небывалого истребления человека и подавления человеческого. «Колымские рассказы» - это изображение новых психологических закономерностей в поведении человека, людей в новых условиях». Интерес к этому произведению не случаен, ведь в нем буквально на поверхности лежат все тайны и ужасы лагерной жизни, и особенно ярко выделяется процесс карточной игры, как нечто дьявольское и роковое. Рассказ «На представку» начинается с фразы: «Играли в карты у коногона Наумова» 5, с. Как было отмечено Еленой Михайлик, эта фраза «задает интонацию, прокладывает ложный след - и одновременно придает рассказу объемность, вводит его автор колымских рассказов систему отсчета понятия исторического времени, автор колымских рассказов «мелкое ночное происшествие» в бараке коногонов предстает читателю как бы отражением, проекцией пушкинской трагедии. Шаламов использует классический сюжет как зонд - по степени и характеру повреждений читатель может судить о свойствах лагерной вселенной». Писатель как бы возвращает нас на несколько веков назад, чтобы показать всю отсталость и неразвитость лагерного быта, ведь Колыма совершенно не приспособлена для жизни, весь «мир ГУЛАГа» замкнут, ограничен. Такое понятие, как свобода здесь вовсе не применимо, человек даже боится думать, все его мысли сосредоточены на том, чтобы выжить. Автор колымских рассказов сны не позволяют его душе отдохнуть - они пусты. В бараке у коногона безопасно и тепло. И именно это «теплое местечко» было выбрано блатными для автор колымских рассказов поединков. Автор колымских рассказов - противостояние, чаще всего дух сторон, нередко с печальными последствиями. Ночь автор колымских рассказов время дьявола, когда из-под автор колымских рассказов выходит вся нечисть. В народе считается, что ночью людям легче грешить, якобы Господь Бог не заметит. И каждую ночь там собирались блатные» 5, с. Автор колымских рассказов первый взгляд, в автор колымских рассказов фразе нет ничего странного, так как ночь - единственное свободное время для заключенных, но если провести аналогию с классиками русской литературы, то можно отметить, что в то время карточные игры были запрещены играли в них преимущественно по ночам. Таким образом, мы снова отмечаем губительность лагерного быта. В бараке темно, единственный свет дает колымка. Свет от нее неяркий, тусклый с оттенком красного, так что барак коногона внешне больше напоминает ад, чем живое пространство. И как раз в этом месте игроки собрались на поединок. «На одеялах лежала грязная пуховая подушка, и по обеим автор колымских рассказов ее, сложа по-бурятски ноги, сидели партнеры. Советская власть, придя к управлению, уничтожала дворянское общество и все что с ним связано. В этот период карточные игры строго воспрещались, и карты невозможно было купить, однако, «Русь талантами полна» и находились умельцы, которые самостоятельно изготавливали карты. «На подушке лежала новенькая колода карт. Как и в классической азартной игре, новая игра начинается с новой колоды карт. Но эти карты необыкновенные, они сделаны из томика Виктора Гюго. Позволим высказать предположение, что, возможно, из текста того самого романа, где речь идет также о каторжниках «Отверженные», таким образом, мы можем провести параллель с миром времен французской революции. Мы делаем это для того, чтобы увидеть пагубное действие разобщенности и неразвитости общества во время репрессий. В карты играют на подушке, что делать категорически нельзя, так как энергетика карт отрицательна и воздействует на подсознание человека. Эти отступления от правил классической игры становятся звонком для читателя, свидетельствующим о том, что герои рассказа вынуждены играть, чтобы выжить в этом лагерном хаосе. «Масти не различались по цвету - да различие и не нужно игроку» 5, с. Мы видим полное автор колымских рассказов пространства, это объясняется тем, что в мире лагерного быта нет красок, все одинаково: серо и черно. Все в жизни имеет обратную сторону, автор колымских рассказов, и карты тоже. Масти «черные» трефы и пики противоположны «красным» червям и бубнамтак же как зло противоположно добру, а жизнь смерти. Умение самостоятельно изготавливать карты считалось нормой приличия среди « рыцарей-зеков», игра в карты была, чуть ли не обязательной среди тюремной элиты. «Новенькая колода карт лежала на подушке» 5, с. Возможно, автор хочет этим повтором показать, что судьба игроков уже предрешена и невозможно разорвать этот порочный круг. « …Один из играющих похлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми нерабочими пальцами» 5, с. Это рука Севочки - местного автор колымских рассказов. Данный автор колымских рассказов является двуликим- противопоставлением белого и черного. «Ноготь мизинца был сверхъестественной длины…» 5, с. Мы могли бы счесть эту семантическую связь случайной, однако, в тексте немало доказательств и соотношений Севочки с дьяволом: «Ноготь Севочки вычерчивал в воздухе замысловатые узоры. Карты то исчезали с его ладони, то появлялись снова» 5, с. Исходя автор колымских рассказов всего вышесказанного, позволим себе высказать предположение, что Наумов, сам не осознавая того, подписал себе приговор - он сел играть в карты с «дьявольщиной», и если он и выйдет из этого поединка живым, то победителем ему точно не стать. Но и Наумов не так чист, как кажется: на его груди цитата из стихотворения Есенина «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Есенин - своеобразный политический хулиган, именно поэтому он признан зеками, как поэт. Наумов не верит в Бога, однако, на его груди крест. Крест на теле неверующего свидетельствует о продажности души. В воровской же семантике крест является признаком высшего общества. «Севочка стасовал карты…» 5, с. Повествование ведется непосредственно от лица рассказчика. Он и его товарищ Гаркунов являются ежедневными свидетелями игр. А тем временем Наумов успел проиграть всё, кроме ничего не стоящих и никому не нужных казенных вещей. « По правилам бой не может быть окончен, пока партнер может еще чем-нибудь отвечать» 5, с. «Наумов ставит на кон какой-то подсигар с вытесненным профилем Гоголя» 5, с. Таким образом, автор колымских рассказов к фольклору и общественным литературным произведениям прочно вводят блатного картежника в информальный ассоциативный ряд. Единственная надежда - это риск - идти на представку. Представка - это как бы ставка «в найм», возможность автор колымских рассказов, не имея ничего. Севочка покапризничал немного и, в конце концов, в роли этакого благодетеля согласился дать ему шанс. «Он отыграл одеяло, подушку, брюки - и вновь проиграл все». «Тяжелый автор колымских рассказов взгляд обводил окружающих. Волосы спутались» 5, с. Он болезненно осознает ужас сложившейся ситуации. Фраза, оброненная Севочкой: «Я подожду»,- относится не только к предложению подварить чифирку, но и непосредственно к проигрышу Наумова. Представка давалась всего на час, а карточный долг - это дело чести. В его голове внезапно родилась мысль: «Если своих вещей для автор колымских рассказов не осталось, нужно забрать их у более слабого! » На арене карточного поединка появляются еще два героя - это рассказчик и его друг Гаркунов. Обнаружив, что поживиться чем-либо можно только у Гаркунова, Наумов подзывает его к себе. Этот инженер-текстильщик - человек, не сломленный лагерным бытом. Герой необычен уже тем, что имеет профессию не свойственную для лагеря Инженер-текстильщик творит, соединяет,…а в лагере есть лишь одна разруха и ничего больше. Он, словно кольчугой, защищен свитером, связанным его женой, от окружающей мерзости. Эта вещь является его памятью о прошлой жизни, он не теряет надежды вернуться. На отрицательный ответ Гаркунова относительно свитера, несколько людей кинулись на него и сбили с ног, но тщетно. Гаркунов не собирался автор колымских рассказов просто сдаваться. В лагере нет места светлым чувствам, таким как дружба, преданность или просто справедливость. Слуга Наумова, как верный оруженосец рыцаря, набросился автор колымских рассказов инженера с ножом… «… Гаркунов всхлипнул и стал заваливаться на бок. Не могли что ли без этого! Автор колымских рассказов герой как будто винит всех в случившемся, но на самом деле он просто расстроен из-за того, что товар слегка испорчен. «Сашка стянул свитер с убитого» 5, с. «Теперь надо было искать другого партнера для пилки дров»… В лагере человеческая жизнь - НИЧТО, а сам человек - это букашка, хотя и та имеет больше прав на жизнь, чем люди в лагере. Нет человека - на его автор колымских рассказов придет другой, и автор колымских рассказов эта дьявольская машина будет работать в том же автор колымских рассказов, не смотря ни на что. Заключение шаламов колымские рассказы Шаламовская проза - это не просто воспоминания, мемуары человека, прошедшего круги колымского ада. Это литература особого рода, «новая проза», как называл ее сам писатель. Произведения и жизнь Варлама Шаламова ярко отражает судьбу интеллигенции во времена больших репрессий. Мы не должны отвергать литературные произведения, вроде "Колымских рассказов"- они должны служить индикатором для настоящего особенно учитывая ту деградацию, которая происходит автор колымских рассказов сознании людей и которая так ярко прослеживается через качество сегодняшней культуры. Решение Шаламова описать «жизнь» заключенных в концлагерях, которое ярко отражает сталинскую диктатуру, - героический поступок. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел автор колымских рассказов надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Он считал, что его произведения не могут вписаться в традиционные границы русской литературы с ее проповедничеством, учительством и гуманной верой в высокое предназначение человека. Искусство - способ жить, но не способ познания жизни. Новая проза - само событие, бой, а не его описание. Для описания этого нельзя было использовать традиционные приемы художественного творения. Аналогов Варламу Шаламову и его «Колымским рассказам» в мировой культуре нет. Будем надеяться, что их и не будет. Если не будет новой Колымы. Но есть уже множество доказательств того, что новая Колыма спроектирована и создается. Прямо в нашем сознании. Распад личности ныне происходит не в вечной мерзлоте, под лай конвойных псов, теперь рабов не надо везти в тундру и кормить баландой, теперь рабов - новых, ультрасовременных, идеально послушных - проще и дешевле выращивать с пеленок при автор колымских рассказов медийных технологий, манипуляций массовым сознанием. Шаламова нет, его память хранит маленькая группа отважных идеалистов. Самодовольное и брезгливое «прогрессивное человечество» победило. Но пока будут существовать книги Варлама Шаламова - оно не сможет восторжествовать. Андрей Рубанов «Варлам Шаламов как зеркало русского капитализма». Журнал «Восточная Европа» «Osteuropa»57-й год издания, выпуск 6, июнь 2007, с. Художественные прозаические тексты, статьи и переписка Елена Михайлик «В контексте литературы истории». Справочник по ГУЛАГу: В двух частях. Варлам Шаламов-прозаик: Проблематика и поэтика: дис. Художественный мир Варлама Шаламова: дис. Научный руководитель - профессор Дата защиты диссертации: 8 декабря 2006 г. «Библиофонд» — Электронная библиотека: статей, учебной и художественной литературы. Рефераты и курсовые, отчеты по практике и контрольные. Дипломные работы и другие творческие, аналитические работы. Наш проект для тех кому интересно, для тех кто учится и для тех кто действительно нуждается!